Российская технология повышения эффективности вакцин

31
3

В 2013 году в газете «Boston Globe» (США) вышла статья, в которой описан опыт взаимодействия российских и американских ученых в направлении поиска механизмов лечения рака с метастазами на поздних стадиях. Мы публикуем здесь перевод этой статьи.

«Boston Globe»

Автор Кэролин Джонсон

Публикация от 11.12.2013

Перевод с английского

Более чем через десять лет после завершения холодной войны врач из Бостона прибыл в Санкт-Петербург и посетил клинику Российской Военно-Медицинской Академии в рамках программы Госдепартамента США по конверсии научных разработок Советских ученых с военного в мирное русло и их последующей возможной коммерциализации. Он обнаружил, что врачи применяли мощный лазер военного назначения для лечения пациентов с распространенным метастатическим раком почки. Они воздействовали излучением лазера на кожу спины, затем вводили в облученные участки вакцину, приготовленную из собственных опухолевых клеток пациента. Всё это звучит зловеще, даже варварски. Но чем больше доктор Джеффри Гельфанд, профессор из Главного Госпиталя штата Массачусетс, узнавал, тем больше он удивлялся. «Я видел пациентов с раком почки, дела у которых, по моему мнению, шли поразительно хорошо по сравнению с такими больными в США», – сказал Гельфанд. Пациенты с распространенным прогрессирующим раком «продолжали жить на протяжении очень долгого периода – несколько лет», сказал он. После возвращения доктора Гельфанда в США была создана компания «Бостон Биоком» для коммерциализации технологии, которую российские врачи разработали для усиления иммунного ответа организма на целый ряд вакцин.

Его коллеги в Центре Вакцин и Иммунотерапии Главного Госпиталя штата Массачусетс провели пилотные исследования на животных, чтобы подтвердить и изучить медицинскую технологию, которая дает такой мощный результат, увиденный Гельфандом. Результаты этих исследований опубликованы в журнале «PLOS One». Они свидетельствуют о том, что лазерное излучение значительно повышало эффективность противогриппозной вакцины у мышей. Результаты этих пилотных исследований многообещающие, что обосновывает необходимость проведения клинических испытаний эффективности лазерных адъювантов вакцин у людей. Эта идея, которая, как признает Гельфанд и его коллеги, сперва рассматривалась скептически, получила всеобщий вотум доверия – четырехлетний грант от Национального Института Здравоохранения США в размере 1,6 млн долларов на проведение исследований по изучению биологических механизмов этого эффекта. «Меня очень обнадеживает, что люди думают о вещах, которые еще не были апробированы, но доказывают, что они могут работать», – сказал доктор Притиш Тош, врач-инфекционист, вакцинолог из клиники Майо. «Это новаторски и интригующе». Находка, которая, как надеются исследователи, может стать основой для проведения клинических испытаний на людях, является результатом усилий по изучению возможности конверсии более 200 технологий военного назначения, предпринятых Гельфандом и его командой на территории бывшего Советского Союза в середине 2000-х годов. Они отправились в институт в Сибири, охраняемый пулеметом пятидесятого калибра, где находилась лаборатория оспы. Проходя мимо охранников, Гельфанд и его спутники услышали такую шутку: «вы седьмой американец, который выйдет отсюда живым». В здании института ученые посетили плохо обогретые лаборатории, где решительные ученые продолжали свои исследования, несмотря на резкое сокращение финансирования. Гельфанд возглавил группу из семи человек, которая помогала этим ученым получить дополнительное финансирование их разработок. Команда была особенно заинтересована в биомедицинских исследованиях, которые в дальнейшем могли быть проверены и коммерчески использованы.

Группа познакомилась со многими проектами, в том числе предложениями по изготовлению искусственной икры и иммунизации цыплят против гриппа вакциной на основе живого ослабленного вируса. Американская команда обеспечила финансирование передовых научных разработок, а также заложила основу постоянного партнерства с российскими исследователями, представила их потенциальным инвесторам и помогла разработать бизнес-планы. Американские ученые заинтересовались лазерными адъювантами вакцин, но им пришлось вернуться к начальному этапу. Данных было недостаточно для проведения клинических испытаний в США, поэтому им необходимо было провести тщательные исследования на животных для повторения полученных в России результатов. Нужно было выяснить, можно ли заменить большой мощный военный лазер, используемый русскими, на переносное ручное устройство. В Главном Госпитале штата Массачусетс доктор Сатоши Кашиваги и доктор Марк Познанский возглавили команду, которая почти год проводила испытания разных лазеров, чтобы определить безопасные параметры лазерного воздействия на кожу мышей. Они были воодушевлены, когда обнаружили, что облучение кожи в течение одной минуты невидимым инфракрасным лазером усиливало иммунный ответ на противогриппозную вакцину у мышей. Ученые провели более глубокое исследование иммунного ответа и изучили молекулярные механизмы его активации лазерным излучением. Они установили, что лазер заставляет клетки кожи высвобождать сигнальные молекулы, которые притягивают клетки иммунной системы в зону облучения. Затем экспериментальным животным в зоны лазерного облучения была введена противогриппозная вакцина с последующим инъекцией летальной дозы высокопатогенного вируса гриппа. В группе, получавшей лазерные адъюванты вакцины, выжило 50% мышей, а при изолированном применении вакцины – только 25% животных. Иммунитет мышей, подвергнутых воздействию лазера, отвечал почти так же, как и в случае применения вакцин с химическим адъювантом, который повышал эффективность вакцинации. Однако химические адъюванты часто вызывают побочные эффекты. Так адъювант вакцины против гриппа штамма H1N1 2009 года часто вызывал нарколепсию у экспериментальных животных.

Ученые провели пилотные исследования безопасности лазеров на людях и надеются в ближайшее время провести их клинические испытания. Они уверены, что лазерные адъюванты способны повышать эффективность вакцинации у тех пациентов, у которых она значительно снижена, например, у пожилых людей. Лазерное излучение может уменьшить дозы и число вакцинаций против гепатита В или папилломавируса и увеличить эффективность применения этих вакцин.

Доктор Сергей Оникиенко, профессор кафедры военной терапии Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии, разработал технологию, которая вдохновила американских ученых на проведение новых исследований. Он начал изучать медицинское применение лазеров в конце 1970-х годов. Он выявил, что лазеры могут быть использованы для стимуляции заживления ран, и разработал другие различные медицинские применения лазерного излучения. Через переводчика Оникиенко сказал, что он гордится тем, что его работа была признана и нашла новое практическое применение – получение инновационных лазерных адъювантов вакцин.

«Как ученый я считаю, оглядываясь назад, что полученные эмпирические данные значительны», – сказал Оникиенко. – Однако ясно, что эта работа требует проведения дальнейших фундаментальных исследований для понимания молекулярных механизмов реализации этого эффекта».